Пятница, 10.05.2024, 02:09
Музей истории школы №12 города Горно-Алтайска
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

19:47
История школы глазами современника.

 

 

 «Нудный ливень. В грязи по колено пробираются ребята к ойрот – туринской средней школе № 12. Возмутительно! Горсовет поручил ОМХ провести тротуар к школе. Но там уже третий год ни тянут ни везут…» Что это? Откуда, из каких архивных недр прилетела эта весточка? Год 1936. Одна из передовиц газеты «Красная Ойротия» (от 06.09.1936 г.) рассказывает об открытии новой полной средней школы. «Двухэтажная каменная школа и на самом деле красавица. Строгая, внушительная снаружи, она блестит внутри свежими красками, чистенькие столы и парты только что из мастерских… Немудрено поэтому, что вместо 400 учащихся, рассчитанных по количеству мест, пришло 768. Это вызвало дирекцию перейти на двухсменную систему занятий, с общим охватом на 800 учащихся».

         Кто он, Автономов Г., писавший эту заметку? Пытаюсь представить его себе, на короткий миг задумываюсь: искренен ли был восторг и вера в то, что «с первых дней нового учебного года и до конца его, дети будут познавать новое о жизни нашей прекрасной страны, о борьбе трудящихся за все человечество»?

         80 лет пролежала в архиве эта газета. По человеческим меркам – целая жизнь. А если говорить о школе, то надо говорить о многих тысячах жизней, жизней детей, педагогов, всех тех, для кого эта школа стала частью биографии.

         Листаю пожелтевшие страницы протоколов педагогических советов, приказов, почти все (за небольшим исключением) написано от руки. Такие бумаги надо читать не торопясь, только так – иначе не увидишь, точнее, не сможешь представить картину жизни тех лет. За сухими протокольными строчками жизнь не просто учебного заведения – жизнь всей страны с ее драмами, перегибами, головокружениями от успехов, борьбой с безграмотностью, ну и, конечно, сугубо школьными проблемами: дисциплина, качество образования, единые требования к ведению тетрадей, дневников, воспитание.

         Приказом № 12 от 1936 года ученику 3-го класса Пильченко выдать премию в сумме 10 рублей за то, что нашел утерянные техничкой школы 6 рублей и передал их классному руководителю. «Своим поступком ученик Пильченко проявил себя честным и добросовестным, действительно заслуживающим звания ученика советской школы». Занимательная картинка. Поучительная. Тем более, что приказ объявлен по всем классам школы. Такая вот мотивация честности.

         А вот уже год 1938, приказ номер 103 посвящен изъятию резинок и пращей. И вот этому «ряду учащихся» и их родителям адресовано грозное напоминание о постановлении ЦКВКПБ и Совнаркома, «ломающих школьный режим и портящих или расхищающих имущество школы  исключать из школы без права поступления сроком от одного до трех лет». А далее следовали списки исключенных. Суровое наказание за разбитое стекло! Если провести аналогию с днем сегодняшним -  на лицо гуманизация образования.

         А вот уже год 1942. Проблема с учебниками: не хватало. «Основной причиной неподготовки учеников является их ссылка на отсутствие учебников и соответствующих условий дома». Как выходили из ситуации? «Заведующей библиотекой Кудрявцевой М.П. организовать читальный зал…» Вот так – то, нет учебника, нет условий дома – работай в читальном зале, который был открыт до 9 вечера.

         Интересная деталь из приказа 1943 года. Судя по записи, причиной плохой успеваемости могло быть «нежелание учиться». Современная педагогика такое поведение подростков объясняет неискусством педагога. Существенная разница!

         Плановое хозяйство социализма коснулось и школы: «…успеваемость должна быть не ниже 85%». Интересно, что под этим имелось в виду: нынешнее «качество» знаний или общая успеваемость? А какой была реальная картина?

         И родители, и учителя, и ученый мир – голову сломали, выдумывая, как и чем смотивировать детей на учебу, а вот в 1943 году с этим было куда как просто! «Установить переходящий красный флажок для лучшего класса!» «Товарищи ученые, доценты с кандидатами», зря мучаетесь, все гениальное – просто. Просто красный флажок.

         Приказ от 08.03.1943 года, уже не до улыбок и иронии. «В дни Отечественной войны с врагом, вероломно напавшим на нашу священную родину, учителя, и учащиеся, и обслуживающий персонал средней школы № 12 вместе со всеми народами СССР принимают активное участие в оказании помощи фронту…» Собрано средств: на танковую колонну 5 618 рублей, Алтайский истребитель 6 236 рублей, на подарки к Новому году – 2 983 рубля и т.д. Перефразируя слова Ахматовой, можно сказать, что школа наша «была тогда с народом, там, где наш народ, к несчастью, был». Этими же событиями, видимо, можно объяснить и следующие приказы: «Всю рабочую силу (учителя и техперсонал), находящуюся на лесосеке, перебросить на колку дров, с нормой выработки в день 8 куб. м. Уход с лесосеки без письменного разрешения запрещен».

         Мы часто раздражаемся, если приходится выполнять какую – то работу, не имеющую отношения непосредственно к учебному процессу, а каково – то было нашим предшественникам, которые совмещали порою профессии лесоруба, полевода, скотника (у школы был свой скотный двор). «Проверка ухода за лошадью 18 марта показала, что лошадь ходит незакрытая в конюшне и по школьному двору, а вечером была без сена!» Вот так – то! И кочегары мы, и плотники!

         1946 год. Война закончилась. У страны, поднимающейся из руин, уже новые заботы: «Для проверки знания учителями правил грамматики русского языка провести со всем педагогическим составом школы контрольный диктант по русскому языку». Говорят, история совершается по кругу. Верно говорят. В связи с принятием закона о профессиональном стандарте педагогических работников, сдаем экзамены и по предмету, и на владение профессиональными компетенциями – у каждого времени свои запросы! В 1946 от учителя требовалось знание грамматики – и с этим не поспоришь, через 80 лет такая вот казуистика!

         Интересно, как бы восприняли приказ № 6 от 1948 года нынешние ученицы? «Установить с 01 февраля для всех учащихся девочек единообразную прическу волос, а именно:

а) девочкам с подстриженными короткими волосами иметь гладкую прическу с гребенкой на затылке,

б) девочкам с полудлинными волосами заплетать в две косички, соединенные на затылке,

в) девочкам с длинными волосами заплетать в одну или две косы, спущенные за плечи.

         Всякого рода иные прически, а также применение различных заколок и шпилек запрещено».

         Да, звучит как приговор: и косы должны быть заплетены только ленточками темного цвета (черные, синие, коричневые), а ленты ярких цветов разрешалось носить только на школьных вечерах и в выходные дни. Невинные сегодня заколки и шпильки когда – то были фривольной символикой. Можно, конечно, и посмеяться над нравами тех лет, но, как показывает опыт жизни,  и как сказал один мудрый человек: над чем посмеешься, тому и послужишь. Поэтому любому времени надо воздать должное уважение.

         А вот это уже мое детство: «Ввести в школе обязательное ношение всеми девочками белых накладных воротничков и всеми мальчиками – белых пришивных подворотников». Рождение подобных приказов – потребность времени: «в целях улучшения внешнего вида учащихся и их санитарного состояния». Ведь именно на послевоенные годы пришелся пик чесотки, педикулеза, проблем у страны было много.

         В моих руках небольшая папка выцветших бумаг, а в ней 10 лет жизни школы. И эти 10 лет вместили в себя очень многое: и годы репрессий  «уборщицу Трещалову уволить за то, что ею были похищены из школьной столовой две чайные ложки. Материалы по данному вопросу передать в следственные органы», и  тяжесть военных лет, и первые послевоенные годы – и все это в одной папке. Люди жили, работали, учили детей, не фиксируя каждый свой шаг на бумаге, но от этого жизнь их для нас не стала менее ценна и понятна, мы осознаем меру их вклада и в жизнь всей страны, и для каждого из нас в отдельности. Они были первыми, а первым всегда труднее.

         Нудный ливень. Половина восьмого. К ограде школы то и дело подъезжают машины: хлопнув дверцей и помахав родителям, в школу бегут первачи и старшеклассники, в школьной форме, с дорогими ранцами, с современными телефонами, чистые и опрятные, они разбредутся по классам, где в каждом, почти на том самом месте, где когда – то стояли печи, висит в углу интерактивная доска; у иных на партах вместо учебника лежат планшеты или электронные книги. Прозвенит звонок, войдет учитель, и все пойдет своим чередом, как и 80 лет назад.

 

Майжегишева Мария Ивановна,

учитель русского языка и литературы

 МБОУ «СОШ №12 г. Горно-Алтайска»

 

 

Просмотров: 422 | Добавил: орхидея | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz